Психологические проблемы у подростков

Взросление – это процесс превращения ребенка в взрослого человека, процесс постепенного формирования определенных способностей, позволяющих удовлетворить требования, которые ставят перед ним взрослые, будущая роль отца, мужа, матери, жены, работника, члена общества и жизни в целом.

  • В сфере интеллектуальных функций: переход от того, чтобы во всем опираться на авторитеты, к поиску доказательств; от концентрации на фактах, конкретики – до объяснений и базирования на них; от изменчивости и множественности интересов к их концентрации и стабильности.
  • Формирование эмоциональной сферы: от неуравновешенности, детских страхов, избегания конфликтов до баланса, равновесия, взрослой мотивации и стремления разрешать конфликтные ситуации.
  • В сфере социального функционирования: от страха быть отверженным, подражания, беспомощности и неопределенности – к стремлению осознанного чувства принятия себя, к самостоятельности и социальной предприимчивости.
  • В сфере независимости от родителей: от контроля родителей, опоры на них и подчинения к самостоятельному контролю над своим поведением и эмоциями, к стремлению полагаться на себя самого и строить дружбу с родителями.
  • Формирование чувства собственной идентичности: от нереалистичной самооценки и постановки несбывшихся целей, вызванных страхом перед социальной оценкой и неодобрением, до адекватного восприятия собственной личности, самоуважения, спокойного принятия чужого мнения и оценок себя, постановки реальных задач и реалистичного планирования.

Эмоциональное развитие подростка непосредственно зависит от степени формирования интеллектуальной зрелости, происходящих гормональных и физических изменений, а также от социально-культурных факторов.

Эмоциональное развитие характеризуется:

  • необыкновенной интенсивностью и живостью эмоций – эмоции часто крайне тяжелы, когда мелкие инциденты могут переживаться наравне с «концом света», а перед лицом объективно несущественных неудач возникает чувство бессмысленности жизни; возможны частые суицидальные мысли и даже самоубийство по пустячным причинам;
  • эмоциональной нестабильностью, лабильностью эмоций – характерны легкость и довольно быстрый переход из крайнего уныния и печали в эйфорию, поэтому чрезвычайно важно обеспечить пристальное сопровождение ребенка во всех его переживаниях, важно направлять его деятельность так, чтобы в порыве мгновенного плохого настроения он не поступил; также характерен легкий переход от чувства собственной силы и мощности к срыву, психологическому упадку сил, потере веры в собственные силы и возможности;
  • беспредметностью эмоций – подросток часто не может определить, почему ему грустно или радостно, что вызывало у него беспокойство и т. п.; причина такого состояния кроется в интенсивных гормональных изменениях, влияющих на работу нервной системы.

Как уже упоминалось, огромное влияние на развитие и формирование подростка оказывают социально-культурные факторы и особенно семейные отношения. Максимально значимой в подростковый период является поддержка, оказываемая родителями. Кроме того, семья имеет очень широкий спектр значений.

Специалисты

  • Психолог
  • Невролог
  • Специалист по проведению массажа