Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами по причине дефектов восприятия на слух и произношения фонем.
Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи. К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.
ФФНР бывает первичное и вторичное, по степени проявления нарушений: легкая, средняя, тяжелая степени.
Общие признаки ФФНР:
- отсутствие в речи тех или иных звуков;
- замена звуков;
- отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку;
- замена группы звуков на средний неотчетливый звук;
- употребление звуков речи нестойкое (может иногда произносить звук, но не во всех словах);
- искаженное произношение одного или нескольких звуков;
- смазанность речи;
- «сжатая артикуляция»;
- недостаточная выразительность и четкость говорения;
- затруднения при анализе звукового состава речи;
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.
Основной причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука.
Специалисты
- Невролог
- Логопед
- Нейропсихолог